Сланцевая шахта города Кохтла

Эту историю мы с вами слышали сотни раз. Советский союз распался, многие предприятия закрылись и обанкротились, всё в упадке и разрухе. Мужики пьют, женщины их бьют — замкнутый круг. Я много писал о бывших шахтерёских посёлках, а ныне просто вымирающих городах Пермского края.

Такая же точно судьба могла ждать небольшой эстонский городок Кохлта-Нымме. Но они пошли другим путём.

1. Дороги в стране оказались хорошими. Ровные и без ям, хоть и не широкие. Да, пару хайвеев я всё же нашёл. Строят. Молодцы.

Сланцевая шахта города Кохтла

2. На северо-востоке страны хватает поводов для уныния. Эта часть показалась наименее ухоженной, хотя прогресс виден. Эти города совершенно советские, но, скорее всего, они молодые и при СССР построены и были: индустриальные здесь места.

Сланцевая шахта города Кохтла

3. В каком состоянии эстонская промышленность, и что они сегодня производят, я не знаю. Можете рассказать, если в курсе дела.

Сланцевая шахта города Кохтла

4. Но вот эти края какие-то заброшенные-заброшенные. Точно, как у нас.

Сланцевая шахта города Кохтла

5. Догнивают старые БелАЗы, мои любимые грузовики. Эх, не будь они такими большими, подобрал бы, подлечил, обогрел…

Сланцевая шахта города Кохтла

6. Нас с Баклажановым (так я решил назвать своего попутчика Шевроле Каптиву) занесло на сланцевую шахту города Кохтла. Кажется, ничего радостного быть не должно при таких окрестностях?

Сланцевая шахта города Кохтла

7. Но когда шахту закрывали, в конце девяностых, сотрудники угасающего предприятия предложили местным властям идею: а давайте сделаем из шахты музей? Такое мало где есть, а в нашей стране вообще нигде! Сможем сохранить память о работе шахтёра, и не разрушим то, что создавалось поколениями. Наверняка с трудностями, но музей шахту, в самом деле, передали бывшим сотрудникам, чтобы они сделали из неё увлекательный шахтёрский парк.

Сланцевая шахта города Кохтла

8. Перед спуском под землю — небольшая инструкция по технике безопасности. Конечно, нужно купить билет за десять евро. Надевайте каску, робу, берите аккумуляторный фонарь — и вниз!

Сланцевая шахта города Кохтла

9. Вход в шахту — прямо из административного здания. Я думал, до неё нужно ехать куда-то на «буханке». Нет, всё рядом.

Сланцевая шахта города Кохтла

10. Все детали шахтных интерьеров, включая лечебную грязь — аутнентичные. Ничего не трогали, только добавили лампы освещения (на самом деле в шахте куда темнее) и сделали удобные настилы. Люди ведь не в сапогах приезжают на экскурсию.

Сланцевая шахта города Кохтла

11.

Сланцевая шахта города Кохтла

12. Вода — главный враг шахтёра. От неё и случаются все беды. Люди ставят множество насосов, создают защитные дамбы.Но природа своё берёт, вода камень точит.

Сланцевая шахта города Кохтла

13. Здесь одинаковая температура круглый год — восемь градусов тепла. Но очень мокро, дождевые капли попадают и сюда. Если опуститься совсем глубоко (доступный для посещения уровень — восемь метров, саму шахту эстонцы раскопали до тридцати вниз) — будет суше.

Сланцевая шахта города Кохтла

14. Все штреки оборудованы рельсами, но когда шахту открыли в 1937-м году, в качестве тягловой силы трудились лошади. Представляете, каково животным под землёй?

Сланцевая шахта города Кохтла

15. А могли бы построить метро в этом маленьком городе. Вошло бы в книгу рекордов в метро, как самое маленькое в мире.

Сланцевая шахта города Кохтла

16. Вывески частично на русском, оставшиеся с советского времени, частично эстонские.

Сланцевая шахта города Кохтла

17. В штольнях стоят страшные монстрообразные машины. Эта — загребает сланец, выдолбленный перфоратором в породе. Она работает, лёгким движением руки гид включил её. Стало громко и как-то неуютно. В таком шуме шахтёры работали постоянно.

Сланцевая шахта города Кохтла

18. Всё оставлено, как было. Всё подключено к сети. Продолжить добывать сланец можно в любую секунду.

Сланцевая шахта города Кохтла

19. Эта хреновина срезала породу, но машина даёт больше брака. До последнего здесь использовали ручной труд, он и оплачивался выше.

Сланцевая шахта города Кохтла

20. Подземные велосипеды. Самоделки. На них ездили инженеры и техники, чтобы быстро добраться до нужного места, не гоняя электровоз впустую.

Сланцевая шахта города Кохтла

21. Вагонетки.

Сланцевая шахта города Кохтла

22. Большая жирная точка. Именно столько сланца было добыто за 64 года работы шахты. Это — последняя вагонетка.

Сланцевая шахта города Кохтла

23.

Сланцевая шахта города Кохтла

24. Подземный конвейер.

Сланцевая шахта города Кохтла

25.

Сланцевая шахта города Кохтла

26. Электровоз, к моему счастью, живой и работает. На нём можно прокатиться!

Сланцевая шахта города Кохтла

27. Настоящий подземный трамвай. Вкупе с подземными велосипедами это рай, друзья!

Сланцевая шахта города Кохтла

28. Вопреки всем шуткам, ехал машинист быстро, что надо!

Сланцевая шахта города Кохтла

29. Кабина.

Сланцевая шахта города Кохтла

30. Я думал, что посетителей в шахте осенью немного. На обратном пути наткнулся на большую экскурсионную группу. А летом их ещё больше. Приезжают и самостоятельные туристы. Потому что место реально интересное.

Сланцевая шахта города Кохтла

31. Это Тойво, работал в этой шахте всю жизнь, и теперь продолжает, трудится экскурсоводом. Это место живо благодаря Тойво и его коллегам, которые с помощью трудолюбия, усердия и любви к своей работе не дали шахте развалиться.

Сланцевая шахта города Кохтла

32. Шахтовый парк живёт и расширяется. Это заброшенное промышленное здание скоро превратится в новый интерактивный музей и образовательный центр. Но это уже совсем другая история.

Сланцевая шахта города Кохтлаисточник

Источник